понедельник, 30 мая 2011 г.

Комментарии по итогам обсуждения курсовых проектов в МАрхИ (2010/11 учебный год).

Приложение 2.
Комментарии по итогам обсуждения курсовых проектов в МАрхИ (2010/11 учебный год).

Кунин Владислав,
член правления СМА, главный архитектор ЗАО “Артбайтен”
Гнучев Василий,
генеральный директор архитектурной компании ООО “Гнучев и Партнеры”
Васильев Алексей
главный архитектор проектов ЗАО "Универсал-Проект"
Спирин Михаил,
член СМА, главный сециалист УГР ЮАО “Москомархитектуры”

В Союз Архитекторов России
Проректору по учебной работе МАрхИ

Группой специалистов-архитекторов была проведена работа по изучению учебного процесса по предмету «архитектурное проектирование» с 1-го по 4-й курс Московского Архитектурного института. Мы посетили сдачи проектов и участвовали в обсуждении курсовых работ, обсуждали учебный процесс с педагогами института, студентами, архитекторами г. Москвы.

Мы поставили перед собой задачу внести перечень пожеланий, основываясь на комментариях студентов, педагогов, признанных специалистов-архитекторов, а также личном опыте учебы в Московском архитектурном институте.

И первоочередное наше  пожелание - сделать учебу более открытой для обсуждения, вести постоянный диалог между студентами, педагогами и практикующими специалистами-архитекторами.

Предложения:

1.  Интерактивное обсуждение курсовых проектов - “Интернет ежегодник МАрхИ”.

В МАрхИ долгие годы существует замечательная, очень полезная как для студентов, так и для преподавателей и специалистов практика проведения выставок курсовых работ, публикации лучших проектов в “Ежегоднике МАрхИ”. Сегодня информационные технологии позволяют  расширить эту практику, добавив к проектам комментарии и мнение специалистов, что позволит более чутко отслеживать и реагировать на все изменения в качестве учебного процесса, проследить эволюционный путь развития института на протяжении нескольких лет.

Предлагаем на сайте МАрхИ сделать Интернет-страницу – «Интернет ежегодник МАрхИ» с расширенной публикацией студенческих курсовых работ (проектов).

Эта страница должна стать официальной площадкой - информационным ресурсом для студентов МАрхИ, на которой будет постоянно собираться и публиковаться информация о проектах и материалы обсуждений:
  • общие комментарии рецензентов для курсовых работ одного потока;
  • видеозапись публичного обсуждения курсовых проектов;
  • персональные комментарии к проектам;
  • комментарии педагогов;
  • мнения специалистов-архитекторов;
  • преподавателей с других кафедр, конструкторов, инженеров;
  • студентов.

Мы считаем, что студент, подошедший к новому заданию по архитектурному проектированию, будет более подготовлен, просмотрев работы студентов и комментарии специалистов прошлых лет, опубликованные на сайте.

Кроме того, такая система позволит решить еще ряд вопросов, озвученных на обсуждениях проектов:
  • Создать общедоступную систему публикации проектов, рецензий и критики для оценки эффективности учебной программы и курсовых заданий, компетентности студентов и преподавателей.
  • Наладить открытый предметный диалог между кафедрой архитектурного проектирования и кафедрами арх.конструкций, инженерных систем, материаловедения.
  • Создать системы, позволяющую студенту получить индивидуальные комментарии по проекту после общей сдачи проектов от педагогов с разных кафедр.
  • Проект часто рассматривается как результат, как достижение, а не как средство получения определенных навыков.

Открытая система, которую мы предлагаем, позволит наблюдать за развитием студента с 1 курса и до диплома, позволит сравнить проекты как разных лет, так и групп одного потока, позволит руководству института своевременно вносить изменения в учебную программу, улучшать качество подготовки специалистов.

2. Коментарии по 1 - 2 курсу 2010/11 уч.год:

  • Студенту изначально не разъяснены цели и программа обучения. Нет цельного плана, рассказывающего о задачах, целях и этапах обучения архитектора. В частности курсу “Архитектурное проектирование“ и его связям с другими дисциплинами.
  • Существует некое условное расслоение на реальное и “концептуальное” проектирование. При этом именно концептуальное и пытаются преподавать на ФОПе. По сути это продолжение советской архитектуры в части проектирования, не привязанного к конкретным реалиям. В нынешний, контекстуальный период, проектирование объектов, не привязанных к среде, смотрится вредным анахронизмом. Тема уникальных объектов не является актуальной проблемой реальной архитектурной практики.
  • Считаем важным с самого начала обучения обращать внимание студентов на необходимость многоаспектного анализа проектных задач, умение находить и обосновывать приоритеты, мыслить не только формально-композиционно, но и содержательно-концептуально.
  • Нам кажется актуальной методика ВХУТЕМАСа, - мастерские педагогов-практиков с 1-го курса обучения, где шел процесс работы над конкретными проектами - а не над абстрактной учебной задачей. Например, проектирование типового блокированного дома для переселенцев или автобусной остановки с киоском. Плюс таких небольших объектов в том, что даже в рамках учебного процесса существует возможность делать их от концепции до рабочей документации, с участием всех кафедр института - от конструкций до архитектурного материаловедения.
  • Несмотря на преподавание классической отмывки и черчения, с “прикладной” изобразительной культурой у студентов слабовато - например, как правильно и красиво красить генплан они не знают.
  • Мы полагаем, что классические элементы в обучении хороши, но лишь как контекст, или как ретроспективная часть обучения. К отмывкам надо и относиться как к ретроспективе и элементу художественной культуры. Предлагаем перенести обучение архитектурной отмывке на кафедру Живописи, макетированию - на кафедру Скульптуры, взаимодействию дисциплин уделить больше внимания на кафедре “Архитектурной практики”.
  • Мы полагаем, что было бы уместно рассмотреть возможности по дополнению и развитию дисциплины “Начертательная геометрия” с использованием современных компьютерных технологий.
  • На сегодняшней день представляется актуальным вопрос о введении обязательного курса обучения 3D моделированию и компьютерной графике в современных программах архитектурного проектирования, таких как бесплатные - Google SketchUP, NanoCad, Blender, K3D, ProgeCAD или коммерческие - Autodesk 3Ds Max, Autodesk AutoCAD, Autodesk Revit, GrafiSoft ArchiCAD, Nemetschek AllPlan.
  • Важно не только  и не столько обучение владению программами как таковыми, но, главное - освоение современных методик проектирования. Это позволяет архитектору оперировать большими объемами информации, быть более компетентным, расширяет возможности архитектора в анализе и принятии проектных решений. Эмуляция отмывки средствами автокада - это прекрасно, но лишь как эпатаж.

В реальности - у студента в процессе обучения не создается представления о современных методиках проектирования, процесса работы с электронной документацией, перевода ее в печатный вид и проч. (сейчас процесс работы с документацией, допечатная подговка и печать - вообще остаются за рамками обучения, а без этого эффективная работа просто невозможна).
Никак не освещены в процессе обучения такие этапы проектирования, как создание цельной информационной модели здания, моделирования его функционирования в процессе эксплуатации.
Методика проектирования в институте так и остается где-то в 70хх гг. прошлого века.

Таким образом мы имеем “технологический” разрыв современной практикой проектирования где-то  в 30-40 лет.

В учебном проектировании сохраняется большое количество условностей. Часто отсутствуют реальные участки, а задание на проектирование составлено слишком свободно, что не позволяет студентам четко продумать функциональные связи различных частей здания. На студенческих проектах отсутствуют основные размеры, даже оси сооружения. Из этого следуют ошибки в масштабе сооружения,нечеткость планировочной структуры и  непонимание принципиальной конструктивной схемы сооружения студентом.
Все это не дает студенту почувствовать себя архитектором, не позволяет в полной мере приблизится к реальному проектированию.

3. Коментарии по 3 - 4 курсу 2010/11 уч.год:

  • Нужна ли самостоятельная защита студентом курсового задания по дисциплине “Проект” на сдаче? Насколько важно для студента уметь объяснить, каким образом организовано функционирование объекта, чем обусловлена его объемно-планировочная структура, какие идеи послужили вдохновляющими факторами, какие приоритеты автор выделял при разработке проекта? Где еще студент может научится рассказывать о своей архитектурной идее, защищать проект? 
  • Каждая курсовая работа должна включать схему графического анализа проекта и показывать, каким образом организовано функционирование объекта, чем обусловлена его объемно-планировочная структура, какие идеи послужили вдохновляющими факторами, какие приоритеты автор выделял при разработке проекта. Это позволит развивать один из главных навыков студента - умение рассказать о своей архитектурной идее, защитить проект. 
  • Из-за общей нехватки времени по дисциплине “Архитектурное проектирование”, предлагаем распределить нагрузку из этой дисциплины на другие предметы. Подключить Скульптуру - как предмет архитектурного макетирования, Живопись - как художественную подачу проекта. При этом стоит уделить внимание “расконсервации” и частичному пересмотру программ этих предметов - с целью привлечения современных современных материалов и техник - дерева, стекла, трафаретов, аппликаций, 3D принтеров и голограмм в учебном процессе. Так, современная скульптура в своем подходе ближе к дизайну и архитектуре, однако это никак не отражается в программе курса “Скульптуры”. То же и с современной живописью и графикой - последние 60 лет в искусстве никак не затрагиваются в учебном процессе вообще, что ,безусловно,влияет на уровень будущих архитекторов - не позволяет им быть в курсе современных проблем искусства, современных творческих методик и т.д. Студенты, в рамках учебного процесса находятся вне мирового культурного контекста выпадая из него лет на 50. 

Курсовое задание “Клуб”:
  • Проекты Клубов не востребованы сегодня на рынке. Их функция в нынешней ситуации не очевидна студентам.
  • Предлагаем модернизировать и конкретизировать программу, предложить студентам ограниченный набор востребованных тематических клубов (таких, как Яхт-клуб, Гольф-клуб) с четко прописанной программой и функциями.
  • Возможно, уместным окажется предложить студентам альтернативную тему - проект небольшого ФОКа с большим внутренним объемом - бассейном или теннисным кортом. Эта тема очень актуальна и постоянно востребована.
  • Проекты очень редко учитывают окружающую застройку, ландшафт. Еще реже работают с этой контекстной окружающей средой в генеральном плане, развертках, перспективных видах. Таким образом архитектурный проект превращается в некий арт-объект, не привязанный к конкретному месту.
  • Как альтернативу проектированию клуба предлагаем проектировать небольшой супермаркет или магазин, как современное здание, с общественной(торговля  де-факто является общественной функцией), технологическим и административным блоками. Более того - если каждый советский человек бывал в клубе, то каждый нынешний - в супермаркете. Чего не скажешь о ночных клубах, яхт- и гольф- клубах. Т.е магазин - наиболее известная и понятная функция. Плюс - здание супермаркета имеет большое общественное пространство.  Кроме того, больше учебных проектов торговых зданий и сооружений в учебной программе нет, что гарантирует неповторяемость такого задания.
  • Изготовление макетов в М 1:50 требует большого количества времени и не позволяет научиться пользоваться макетом, как средством поиска в проектировании.

Курсовое задание “Школа”:
  • В качестве участков для проектирования предлагаются места на которых “Школа” не может быть построена - по существующему законодательству.  Часть участков меньше по площади в два раза чем допустимо, часть из них расположена в местах, непригодных для размещения школ - на транспортных развязках, городских площадях, скверах, городских бульварах. Как следствие возникают неграмотные проектные решения, заложенные в задании.
  • В то же время некоторые проекты, наоборот, имели номинальный генплан, школы были спроектированы вне существующей градостроительной ситуации, практически “в чистом поле”.
  • Многие проекты не удовлетворяли нормативам по ориентации классных комнат, взаимному расположению старшей и младших групп школьников, разделению входов. В связи с этим кажется важным дополнение презентационных материалов проекта, состоящих из традиционных проекций (фасады, разрезы, планы) схемами функционирования и взаимных связей помещений и общественных пространств внутри школы, а также, что не менее важно, связями объекта с  внешний городской средой.

Курсовое задание “Гараж”:
  • В проектах отсутствует транспортная схема, связанная с городской улично-дорожной сетью, загрузки гаража автомобилями, схемы движения автомобилей внутри здания.
  • Гараж является в первую очередь инженерным транспортным сооружением, однако во многих проектах форма подчиняет функцию в ущерб последней. В инженерных объектах форма должна подчеркивать функцию здания.
  • Выполнение проектов автоматизированных автостоянок является некорректным для этого курсового задания, так как в рамках проектирования многоуровневого гаража-стоянки студент должен изучить:
- схемы движения транспортных потоков, как на подъездах к зданию, так и внутри него;
- наиболее рациональные схемы размещения автомобилей на территории закрытой
  стоянки;
- сетки колонн, позволяющие компактное размещение автомобилей;
- уклоны рамп на въездах-выездах и т.д.;
Проект автоматизированной автостоянки не отвечает ни одной из поставленных задач, так как автоматизированная автостоянка представляет собой готовый инженерный комплекс, разработанный фирмой-производителем, встраиваемый в какую-либо (наземную или подземную) оболочку, что сводит все проектирование всего лишь к прорисовке красивых фасадов. Тема автоматизированной автостоянки может быть рассмотрена в комплексе при работе над другими курсовыми проектами. Например: “Многофункциональный жилой комплекс”, “Жилой дом средней этажности”, “Музей”, “Театр”.
  • Отдельно стоит остановиться на теме «перехватывающих» парковок. Эта тема крайне актуальна для современных крупных мегаполисов, каковым является Москва, однако при проектировании «перехватывающих» автостоянок необходимо подбирать земельные участки, расположенные в непосредственной близости и пешеходной доступности от станций внеуличного общественного транспорта (не более 3-5 минут пешком), и возле основных транспортных магистралей. В другом случае такая парковка теряет всякий смысл. В таких проектах особенно важно прорабатывать  логистику,  связи  магистраль-личный транспорт-парковка-пешеход- метро-общественный транспорт, о чем было сказано выше.
Курсовое задание “Жилой дом”:
  • Учебные методические пособия датированы 2001 годом, той же датой датирован и последний нормативный документ, на который стоит ссылка в библиографии. Необходимо обновление методической литературы.


3. Заключение.

На данный момент существует большая разница между студентом или выпускником МАРХИ и молодым специалистом-архитектором, востребованным на рынке труда. Разница эта наносит существенный вред как студентам и выпускникам, так и самому институту.

Частично она компенсируется за счет приобретенных в институте навыков к анализу и самообразованию, частично - за счет дополнительного обучения студентов на работе в тех областях, где их знания традиционно недостаточны. Т.е. работодатель знает чему не научили студента, но также знает, что его можно, в принципе, тут и там доучить.

Однако, в нынешних непростых экономических условиях нам бы хотелось, чтобы уровень подготовки студентов стал выше, возросла адаптированность выпускника к среде реального проектирования, и, как следствие, выросла заинтересованность работодателя в молодых специалистах.

В нынешней ситуации это особенно актуально, так как заинтересованность работодателя в выпускниках ВУЗа в последние годы неуклонно снижается, крупные коммерческие и государственные заказы распределяются среди иностранных архитектурных компаний, что заставляет с настороженностью смотреть на будущее российской архитектуры.

Мы надеемся, что наши предложения также внесут свой вклад в эволюционный процесс, позволяющий Московскому Архитектурному Институту сохранять статус современного высшего учебного заведения с богатыми традициями, предлагающего студентам актуальные знания и навыки, соответствующие требованиям сегодняшнего дня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий