понедельник, 30 мая 2011 г.

Обзор вопросов к круглому столу по теме “Современное высшее образование в Московской Архитектурной школе”.

Приложение 1.
Обзор вопросов к круглому столу по теме “Современное высшее образование в Московской Архитектурной школе”.

Кунин Владислав,
член правления СМА, главный архитектор ЗАО “Артбайтен”
Гнучев Василий,
генеральный директор архитектурной компании ООО “Гнучев и Партнеры”
Васильев Алексей
главный архитектор проектов ЗАО "Универсал-Проект"
Спирин Михаил,
член СМА, главный сециалист УГР ЮАО “Москомархитектуры”

Основные вопросы и предложения для обсуждения в рамках круглого стола:

1. Концепция подготовки архитектора.
            проблема:
отсутствие у студентов понимания смысла задач, поставленных в процессе обучения. В частности - нет внятного обоснования наличия отдельных предметов в программе, и их связь с реальной архитектурной практикой или теоретической (концептуальной) архитектурной деятельностью.
решение:
создать цельную концепцию обучения в рамках новых образовательных стандартов,- объяснив студентам все шаги обучения и взаимосвязи различных заданий и предметов.
ожидаемые результаты:
повышение актуальности и осмысленности студентом процесса обучения, устранение “аллергии” к “неважным” предметам, активизация самостоятельного обучения и поиска информации, соответствующей заданному “каркасу”.
           
2. Создание системы эволюционирующего образования.
проблема:
отсутствие у студентов возможности  к дополнительному обучению, в частности учится на систематизированном опыте предыдущих курсов (есть лишь - альбомы проектов, частично переведенные в электронный вид - без анализа поставленных задач и результатов)
решение:
создание «Интернет-ежегодника МАрхИ» с расширенной публикацией студенческих курсовых работ (проектов), их обсуждения и рецензирования.
ожидаемые результаты:
студент, подошедший к новому заданию по архитектурному проектированию, будет более подготовлен, просмотрев работы студентов и комментарии специалистов прошлых лет, опубликованные на сайте.

3. Система онлайн-мониторинга процесса обучения и анализа результатов, доступная для понимания.
проблема:

закрытость обучения (зачастую в рамках отдельных кафедр), невозможность оценить процесс кому-либо извне, в том числе педагогам, которые только приходят преподавать в МАрхИ. Как следствие - консервация и устаревание методик и программ обучения, формирование неких неформальных или формальных “зон ответственности и вляния”, не наполненных реальным смыслом и делом. Нет четко описанных учебных задач, проблем , формируемых конкретным заданием. (Как следствие: Формирование и сохранение в неизменной форме неких “необходимых” и “незаменимых” заданий, подходв, предметов - без возможности объективно оценить их необходимость и актуальность, возможности коррективы).
решение:
На базе «Интернет-ежегодника МАрхИ» сформировать площадку, которая позволит видеть все проекты студента с 1 курса и до диплома, а значит следить за его развитием и результатами. В том числе - проследить взаимное влияние проектов и предметов.
ожидаемые результаты:
позволит сравнить проекты как разных годов, так и групп одного потока, позволит руководству института в режиме онлайн отслеживать уровень компетентности студентов и педагогов, выявлять слабые места и своевременно вносить изменения в учебную программу, улучшать качество подготовки специалистов.

4. Постановка целей и задач для студента-архитектора в процессе обучения и выполнения курсовых проектов.
            проблема:
Черезмерный акцент на изобразительную и формальную часть учебного проектирования. Так, важным считается (в идеальном случае): качество оформления, композиция, выразительность проекта и подачи, а также его соответствие программе и нормативам (в самом идеальном случае).
Однако, мы считаем такой подход не полным.
Полагаем крайне важным с самого начала обучения обращать внимание студентов на необходимость многоаспектного анализа проектных задач, умение находить и обосновывать приоритеты, мыслить не только формально-композиционно, но и содержательно-концептуально, формулировать и защищать концепции, заложенные в основу проекта.
            решение:
Каждая курсовая работа должна включать схему графического анализа проекта и показывать, каким образом организовано функционирование объекта, чем обусловлена его объемно-планировочная структура, какие идеи послужили вдохновляющими факторами, какие приоритеты автор выделял при разработке проекта. Это позволит развивать один из главных навыков - умение рассказать о своей архитектурной идее, защитить проект.
ожидаемые результат:    
Студенты смогут осознать свою ценность как специалистов (и научатся быть ими) , обладающих уникальным комплексным знанием, умением оперировать различными параметрами проекта и окружающей среды и создавать уникальные объекты, отвечающие реальным потребностям общества, а не рисовать фасады “покрасивее”. Кроме того, это позволит улучшить взаимодействие разных кафедр и дисциплин, поскольку проект не может быть полноценным и законченым без участия конструкторов и инженеров.

5. Синтез дисциплин на основе “Проекта“ МАрхИ.
проблема:
В институте основа - обучение художественным дисциплинам, в то время, как архитектура – это не просто художественная дисциплина, это синтез художественной культуры и инженерного, технического творчества, это искусство конструировать, изобретать, строить, пользоваться технологиями.
решение:
С самого первого курса наладить взаимодействие между кафедрами в рамках работы над реальными небольшими проектами от эскиза до рабочки. Например - типовые домики для пострадавших от пожаров. Типовые быстросборные лагеря для беженцев. Типовые посты ДПС и проч.
ожидаемые результаты:
Студенты увидят реальный процесс проектирования у них появятся вопросы и интерес. И на инженерных дисциплинах и конструкциях, на материаловедении они будут знать на что обратить внимание, а что было не понятно - спрашивать у преподавателей.

6. Отставание от мировой художественной культуры в теоретических и творческих дисциплинах.
проблема:

Студенты с первого курса выполняют учебные курсовые проекты. Но современное искусство в учебном процессе вообще никак не отражено. На первом курсе они знакомятся с культовой архитектурой Древнего Египта и продолжают знакомство с ней в течении 4х курсов , а на старших курсах заканчивается все на Пикассо. А ведь принципы, заложенные современным искусством, как в подаче материала, так и в графике, стали частью языка современной изобразительной культуры.
Кто рассказывает студентам про Энди  Уорхола или Роя Лихтенштайна? Мы хотим иметь архитекторов мирового уровня, но откуда им взяться при таком культурном провале в образовании?
решение:
Актуализировать программу преподавания истории искусства и архитектуры, введение курсов теории искусства, а также, что крайне важно - философии.
ожидаемые результаты:
Возникнет шанс, что студенты смогут ориентироваться в мире современного искусства, архитектуры и дизайна, занимать осмысленную профессиональную позицию.

7. Введение обязательного курса обучения проектированию в современных программах архитектурного проектирования.
проблема:
у студента в процессе обучения не создается представления о современных методиках проектирования, процессе работы с электронной документацией, создания цельной информационной модели здания, моделирования его функционирования в процессе эксплуатации. Таким образом мы имеем принципиальный технологический разрыв с современной практикой проектирования. Обучение черчению в AutoCAD, как банальная замена инструмента,  по тем же принципам, что и ручному черчению, вредит и фактически закрывает для студентов возможность овладеть современными методами проектирования.
решение:
На сегодняшней день представляется актуальным вопрос о введении обязательного курса обучения 3D моделированию и компьютерной графике в современных программах архитектурного проектирования. Полагаем уместным дополнить и развить дисциплину “Начертательная геометрия” с использованием современных компьютерных технологий. Предлагаем рассматаривать классические элементы в обучении как контекст, как базовую часть обучения. К отмывкам относиться как к ретроспективе и элементу художественной культуры. Предлагаем перенести обучение архитектурной отмывке на кафедру Живописи, макетированию - на кафедру Скульптуры, взаимодействию дисциплин уделить больше внимания на кафедре “Архитектурной практики”.
ожидаемые результаты:

Разгрузка “Проекта” от черезмерной насыщенности обучению устаревшим художественным приемам позволит уделить больше внимания современным технологиям проектирования, лежащим в основе любой реальной практики. Студенты смогут сосредоточится на анализе и выполнении реальных проектных задач, а не на заправке рапидографов и вырезании клякс бритвами.
Повышение изобразительного качества отмывок и макетов, при переносе в художетсвенные дисциплины и большая актуализация художественных дисциплин - живописи, скульптуры.


8. Проекты “в чистом поле”.
проблема:
Проекты очень редко учитывают окружающую застройку, ландшафт. Еще реже работают с этой контекстной окружающей средой в генеральном плане, развертках, перспективных видах. Таким образом архитектурный проект превращается в некий арт-объект, не привязанный к конкретному месту.
решение:
Подготовить для проектных заданий базу качественных цифровых геоподоснов и ситуационных планов.
ожидаемые результаты:
Работа в контексте существующей градостроительной ситуации - это уважение к городу и согражданам, без чего невозможно представить формирование (до “развития” нам еще далеко) цивилизованного общества.

9. “Бумажная” архитектура.
проблема:
На студенческих проектах отсутствуют основные размеры, даже оси сооружения. Из этого следуют ошибки в масштабе сооружения, нечеткость планировочной структуры и  непонимание принципиальной конструктивной схемы сооружения студентом. Все это не дает студенту почувствовать себя архитектором, не позволяет в полной мере приблизится к реальному проектированию.
решение:
Установить единые правила оформления чертежей - те, которые существуют в реальном проектировании. Уделять внимание обучению студентов оформлению чертежей именно современными средствами, потому что учить чертить на бумаге, а потом на компьютере - двойная, никому не нужная работа. Навыки оформления чертежей не переносятся автоматически из ручных в компьютерные - этому надо заново учиться. Разработать методичку по оформлению чертежей в Автокаде.
ожидаемые результаты:
Владея масштабом помещений и реальными размерами частей здания, студент сможет стать архитектором, научиться переводить фантазии и идеи в рабочие чертжи и в реальность. Кроме того, единое оформление планов и разрезов сэкономит творческую энергию для более важных вещей.

10. Сложность при определении соответствия проекта заданию, сопоставлении проектов по одному курсовому заданию.
проблема:
Часто задание на проектирование составлено слишком свободно, что не позволяет студентам четко продумать функциональные связи различных частей здания. Предоставляется чрезмерное разнообразие вариантов заданий. Таким образом, при сдаче проекта соответствие проекта задаче оказывается субъективным (только студент и преподаватели в группе знают, каким было задание), чего быть в природе не может.
решение:
Регулярно обновлять программы на проектирование и методические материалы к курсовым проектам. Установить более жесткие параметры, соответствующие современным потребностям и нормативам.
ожидаемые результаты:
Студенты научатся находить неординарные решения в жестких условиях - а это важное качество для архитектора. И гораздо более актуальное, чем самому придумывать программу-задание.

11. Изменения в методике преподавания на кафедре “Архитектурное материаловедение”.
проблема:
В том виде, в каком он есть, этот предмет не нужен. Студенты не имеют ни малейшего представления о современных фасадных технологиях и материалах, о возможностях применения тех или иных материалов в отделке зданий, не говоря уже об интерьерах.
решение:
Изменить предмет, ориентировать его на сочетание материал+ конструкция+ технология. Создать экспозицию современных архитектурных материалов и технологий отделки. Переплетное и беспереплетное остекление, вентилируемые фасады, противопожарные и гидрофобные пропитки, пироги эксплуатируемой и озелененной кровли - вот что должно быть известно и доступно каждому студенту.
ожидаемые результаты:
Овладев материалом, узнав, какие технологии и как можно использовать, студенты смогут смело и грамотно применять их - как в учебных проектах, так и в реальной архитектурной практике. Культура - это уважение к деталям (в случае с архитектурой).

4 комментария:

  1. Все вполне верно, для моей точки зрения, конечно. Про методичку для AutoCAD'a - правы. Только не с позиций нынешних преподавателей Вычислительного центра МАрхИ.
    А в принципе по каждому пункту можно было бы создать рабочую группу.
    По пункту 7 я бы поучаствовал в такой группе. я как-то учатствовал в такой конференции - http://prosapr.blogspot.com/2010/09/isicad-2010-highlights_26.html Но серьезно дисциплину САПР для архитектора просто так взять и преподать, на мой взгляд, никто не может. Сравните обучение Fundamentals of Digital Design в Колумбийском университете. Сравнение с ВЦ МАрхИ провести надо все-таки. И с нашими реалиями.

    ОтветитьУдалить
  2. Евгений, приглашаю принять участие в работе над учебной программой факультативного курса.

    Присоединяйтесь.

    Мне нужен Ваш e-mail, я добавлю Вас в соавторы google.doc, в котором мы работаем.

    ОтветитьУдалить
  3. vapross sobaka gmail.com
    спасибо за приглашение. я побывал на том круглом столе, все, конечно, неоднозначно, но свет в конце тоннеля есть

    ОтветитьУдалить
  4. Вопрос по ходу - что Вы думаете по поводу изучения ордеров на 1 курсе? Только, чур, с аргументацией

    ОтветитьУдалить